Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
Рис. 5.1. Рулевое управление: 1 – наконечник рулевой тяги; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – поворотный рычаг; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6,8 – внутренние наконечники рулевых тяг; 7 – болты крепления рулевых тяг к рейке; 9 – скоба крепления рулевого механизма; 10 – опора рулевого механизма; 11 – защитный чехол; 12 – соединительная пластина; 13 – стопорная пластина; 14 – резинометаллический шарнир; 15 – демпфирующее кольцо; 16 – опорная втулка рейки; 17 – рейка; 18 – картер рулевого механизма; 19 – стяжной болт муфты; 20 – нижний фланец эластичной муфты; 21 – верхняя часть облицовочного кожуха; 22 – демпфер; 23 – рулевое колесо; 24 – шариковый подшипник; 25 – вал рулевого управления; 26 – нижняя часть облицовочного кожуха; 27 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 – защитный колпачок; 29 – роликовый подшипник; 30 – приводная шестерня; 31 – шариковый подшипник; 32 – стопорное кольцо; 33 – защитная шайба; 34 – уплотнительное кольцо; 35 – гайка подшипника; 36 – пыльник; 37 – уплотнительное кольцо упора; 38 – стопорное кольцо гайки упора; 39 – упор рейки; 40 – пружина; 41 – гайка упора; 42 – палец шарового шарнира; 43 – защитный колпачок; 44 – вкладыш шарового пальца; А – метка на пыльнике; В – метка на картере рулевого механизма; С – поверхность шарового шарнира; D – поверхность поворотного рычага
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние защитного чехла 11 (см. рис. 5.1), колпачков 43 шарниров тяг и плотность их посадки. Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих их герметичность.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
— надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
— нет ли зазора в резинометаллических шарнирах 14, в шарнирах 2 рулевых тяг и в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;
— надежность затяжки и стопорения болтов 7 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров 2;
— нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой (см. «Проверка зазора между упором рейки и гайкой»).
Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.
Рис. 4.3. Выпрессовка пальца шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки подвески: 1 – поворотный рычаг; 2 – шаровой шарнир тяги; 3 – съемник А.47035
— поднимите капот автомобиля и, вывернув колеса автомобиля вправо (влево), расшплинтуйте гайки пальцев шаровых шарниров, затем выпрессуйте пальцы из поворотных стоек подвески, используя приспособление А.47035 (см. рис. 4.3);
Рис. 5.2. Детали рулевого управления: 1 – скоба крепления рулевого механизма; 2 – опоры рулевого механизма; 3 – рулевой механизм; 4 – уплотнитель; 5 – нижний фланец эластичной муфты; 6 – стяжной болт; 7 – вал рулевого управления; 8 – облицовочный кожух (верхняя часть); 9 – рулевое колесо в сборе с демпфером; 10 – подшипник; 11 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 12 – облицовочный кожух (нижняя часть); 13 – тяга; 14 – наружный наконечник рулевой тяги; 15 – пружинное кольцо; 16 – защитный колпачок; 17 – уплотнительное кольцо
— действуя из салона кузова, отверните и снимите стяжной болт 6 (рис. 5.2) фланца соединительной муфты вала рулевого управления;
— снимите облицовочный кожух 8 и 12 рулевой колонки;
— разъедините штепсельный разъем проводов переключателей и выключателя зажигания;
— отверните болты и гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну кузова и снимите кронштейн 11 в сборе с валом 7 и рулевым колесом 9, протягивая их в салон кузова;
— действуя со стороны отсека двигателя, отверните гайки крепления скоб 1, крепящих рулевой механизм к передку кузова;
— подайте вперед рулевой механизм до выхода шестерни из отверстия передка кузова.
— снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его в сторону правого колеса;
Установку рулевого управления проводите в порядке, обратном снятию с учетом следующего:
— перед монтажом рулевого механизма установите спицу рулевого колеса горизонтально и совместите метки А и В (см. рис. 5.1) на пыльнике и на картере рулевого механизма (лыска на валу приводной шестерни должна быть обращена вправо по ходу движения автомобиля), и в этом положении соедините вал рулевого управления с валом приводной шестерни;
— гайки пальцев шаровых шарниров тяг после затягивания динамометрическим ключом шплинтуйте. Если вырез гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то гайку доверните на угол меньший 60° для обеспечения шплинтовки;
— для облегчения установки скоб 9, крепящих рулевой механизм, смажьте резиновые опоры 10 омыловочной жидкостью;
— убедитесь, что плоскость С шарового шарнира 2 параллельна плоскости D поворотного рычага 3.