Снятие и установка
Работы по снятию, проводимые изнутри отсека двигателя:
— отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки;
— отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, отвернув для этого накидную гайку;
— отсоедините провод «массы» от картера сцепления;
— отсоедините датчик верхней мертвой точки от картера сцепления;
Рис. 3.2. Привод сцепления: 1 – педаль сцепления; 2 – кронштейн крепления нижнего наконечника оболочки троса; 3 – оболочка троса; 4 – нижний наконечник оболочки троса; 5 – гайка; 6 – защитный чехол; 7 – поводок троса; 8 – рычаг вилки выключения сцепления; 9 – оттяжная пружина педали сцепления; 10 – трос; 11 – верхний наконечник оболочки троса; 12 – обойма; 13 – стопорные скобы; 14 – ось педалей; 15 – кронштейн педалей сцепления и тормоза; 16 – дистанционная втулка; 17 – втулки педали сцепления; 18 – педаль тормоза; А – элемент поводка троса; Х – ход педали сцепления
— отсоедините трос от вилки выключения сцепления, отвернув для этого гайки 5 (см. рис. 3.2) с нижнего наконечника троса;
— отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу для подъема силового агрегата;
Рис. 3.11. Установка поперечины 67.7820.9514 для поддержания силового агрегата: 1 – поперечина
— установите на водосточные желобки поперечину 67.7820.9514 (рис. 3.11) для поддержания двигателя и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью.
Работы по снятию, проводимые снизу автомобиля:
— снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления;
— слейте масло из коробки передач;
— отсоедините провода от выключателя света заднего хода;
Рис. 3.12. Крепление коробки передач на автомобиле: 1 – двигатель; 2 – кронштейн крепления силового агрегата; 3 – кронштейн растяжки рычага подвески; 4 – растяжка; 5 – коробка передач; 6 – вал привода колеса; 7 – рычаг подвески; 8 – стабилизатор поперечной устойчивости; 9 – задняя опора силового агрегата; 10 – хомут; 11 – тяга привода рычага переключения передач; 12 – корпус внутреннего шарнира
— ослабьте хомут 10 (рис. 3.12) и отсоедините тягу 11 от шарнира штока выбора передач;
— отверните гайку шпильки крепления коробки передач к двигателю;
— отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков;
— используя съемник 67.7801.9524 или резко ударив по корпусу 12 внутреннего шарнира молотком через выколотку, выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая шестерня может выпасть в картер коробки передач); после чего выбейте второй шарнир;
— отведите в стороны валы приводов колес;
ПРИМЕЧАНИЕ
В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни.
— отверните с левой стороны три гайки шпилек крепления коробки передач к кронштейну 2 подвески силового агрегата, а затем гайку с болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн 2 подвески из проушин лонжерона кузова;
— отверните болты крепления задней опоры 9 подвески силового агрегата;
— отверните нижний болт крепления стартера и снимите его;
— установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим подъемником;
— слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт крепления картера к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления;
— снимите коробку передач;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их.
— перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;
Рис. 3.3. Центрирование ведомого диска: 1 – маховик; 2 – сцепление в сборе; 3 – оправка А.70081
— перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 на шлицевой конец первичного вала и смазку ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой А.70081 (см. рис. 3.3).
После установки коробки передач отрегулируйте полный ход педали сцепления (см. подраздел «Сцепление») и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:
Рис. 3.8. Привод переключения передач: 1 – вторичный вал; 2 – вилка переключения I и II передач; 3 – вилка переключения III и IV передач; 4 – вилка включения V передачи; 5 – шток вилки включения V передачи; 6 – шарик фиксатора; 7 – пружина фиксатора; 8 – крышка фиксатора; 9 – направляющая ось блокировочных скоб; 10 – выключатель фонаря заднего хода; 11 – трехплечий рычаг выбора передач; 12 – пробка фиксатора вилки включения заднего хода; 13 – вилка включения заднего хода; 14 – картер коробки передач; 15 – блокировочные скобы; 16 – корпус механизма выбора передач; 17 – ось рычага выбора передач; 18 – пружина рычага выбора передач; 19 – шток выбора передач; 20 – рычаг штока выбора передач; 21 – шток вилки переключения III и IV передач; 22 – шток вилки переключения I и II передач; 23 – картер сцепления; 24 – втулка; 25 – сальник штока; 26 – конический винт крепления шарнира; 27 – защитный чехол шарнира; 28 – корпус шарнира тяги привода переключения передач; 29 – втулка шарнира; 30 – ось шарнира; 31 – наконечник шарнира; 32 – хомут тяги привода переключения передач; 33 – корпус рычага переключения передач; 34 – тяга привода переключения передач; 35 – защитный чехол тяги; 36 – шаровая опора рычага; 37 – сферический палец рычага; 38 – рычаг переключения передач; 39 – ось рычага; 40 – втулка оси рычага; 41 – стопорная скоба
— действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 32 (см. рис. 3.8) тяги 34 установите шток 19 в нейтральное положение;
— при поднятом декоративном чехле установите рычаг 38 так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка находилась от правого сидения на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сидениями. В этом положении затяните гайку стяжного хомута 32. Затем залейте в коробку передач моторное масло.
При соединении привода переключения передач с коробкой передач следите, чтобы не произошло перекрутки или деформации гофр защитного чехла 27. Установка рычага переключения передач в требуемое положение обеспечивается приспособлением 67.7800.9513.