Электронная противоугонная система - Эксплуатация автомобиля

Электронная противоугонная система

Часть выпускаемых автомобилей с системой впрыска топлива оснащается электронной противоугонной системой, которая обеспечивает возможность запуска двигателя только после считывания кода с рабочего кодового ключа.


Электронная противоугонная система
Электронная противоугонная система

Рис. 2. Индикатор состояния: 1 – световой индикатор; 2 – индикатор состояния;

3 – кодовый ключ



Основным элементом системы является электронный блок управления – иммобилизатор, который в режиме охраны выдает запрещающую кодовую команду на контроллер управления двигателем. В иммобилизатор заложена защита от подбора ключей и защита от считывания кода. Кодовый ключ 3 (рис. 2) имеет в своем составе специальный блок, позволяющий передавать кодовое значение в зашифрованном, постоянно меняющемся, виде.

Режимы работы и состояния иммобилизатора отображаются при помощи светодиода 1 и звукового сигнала иммобилизатора – зуммера.

Красный ключ – обучающий. При помощи «своего» красного ключа производится стирание старых и обучение новых кодовых ключей. Кроме того, красный ключ позволяет переходить в режим технического обслуживания. Красный ключ хранит коды связи системы и позволяет восстановить работоспособность системы при замене, например, иммобилизатора или контроллера. Поэтому красный ключ храните в надежном месте и не допускайте его утери.

    Обучение противоугонной системы

Противоугонная система нового автомобиля находится в неактивном состоянии, т.е. не препятствует запуску двигателя. Данное состояние характеризуется тем, что при работающем двигателе светодиод 1 индикатора состояния 2 горит постоянным светом. Для перевода системы в активное состояние необходимо провести процедуру ее обучения, выполнив следующие действия:

1. Включите зажигание. Не позднее 5 с светодиод загорится постоянным светом.

2. Поднесите красный кодовый ключ к индикатору состояния и, удерживая его, выключите зажигание. Светодиод будет продолжать гореть постоянным светом.

3. После подачи зуммером короткого звукового сигнала красный кодовый ключ отведите. Не позднее 5 с после выключения зажигания светодиод должен перейти в мигающий режим с частотой 10 раз в секунду, прерывая свое мигание через каждую секунду. Данный режим свидетельствует о переходе иммобилизатора в режим «обучение».

Если этого не произошло, следует выключить зажигание, подождать не менее 15 с и заново проделать процедуру, начиная с п. 1.

4. В течение 10 с приступайте к обучению рабочих кодовых ключей. Для этого необходимо подносить их по очереди к индикатору состояния и дожидаться подачи зуммером короткого звукового сигнала. После обучения первого ключа режим обучения продлевается еще на 10 с, позволяя обучить следующий кодовый ключ. Во время подачи зуммером звукового сигнала сигнализатор гаснет.

5. После обучения рабочих ключей иммобилизатор еще на 10 с остается в режиме «обучение». За это время необходимо поднести к индикатору состояния красный кодовый ключ и удерживать его до подачи зуммером звукового сигнала и загорания светодиода постоянным светом. Затем красный ключ отведите.

6. Не позднее 10 с после загорания светодиода следует включить зажигание.

Если на вашем автомобиле установлен контроллер М1.5.4N или Январь 5.1, то не позднее 3 с светодиод погаснет, а зуммер издаст звуковой сигнал. После этого зажигание выключите.

Если установлен контроллер МР7.0, то светодиод не гаснет. Убедившись, что по истечении 3-секундного интервала времени светодиод продолжает гореть, следует выключить зажигание. Через 5 с с момента выключения зажигания светодиод погаснет, а зуммер подаст звуковой сигнал. Противоугонная система обучена.

7. Для контроля обучения противоугонной системы проведите повторное включение зажигания, выждав не менее 6 с. При включении зажигания зуммер должен подать одиночный звуковой сигнал и светодиод должен замигать с частотой 2 раза в секунду. Проведите пробный запуск двигателя, включив стартер на 3–5 с. Двигатель запускаться не должен. Выключите зажигание и примерно через 10 с повторите пробный запуск двигателя, двигатель запускаться не должен.

Если двигатель запускается, это означает, что процедура обучения выполнена неверно или превышено время ожидания в каком-либо интервале и противоугонная система автоматически возвратилась в исходное неактивное состояние. В этом случае процедуру обучения необходимо повторить, но перед каждым повтором обучения необходимо выключить зажигание на время не менее 15 с.

8. Выключите зажигание и в течение 10 с поднесите к индикатору состояния один из обученных черных ключей. Зуммер подаст двойной звуковой сигнал и светодиод погаснет. Включите зажигание и произведите пробный запуск двигателя, двигатель должен запуститься.

9. Выключите зажигание, откройте и затем закройте дверь водителя. Через 15 с срабатывает функция автоматической постановки системы на охрану, которая характеризуется подачей зуммером звукового сигнала в ускоряющем темпе в течение последующих 15 с и мерцанием светодиода. По истечении интервала в 15 с звуковая сигнализация прекращается и светодиод переходит в мигающий режим с частотой один раз в 2,5 с.

    Снятие иммобилизатора с охраны

Иммобилизатор в режиме охраны блокирует запуск двигателя. В этом режиме светодиод  состояния иммобилизатора мигает с частотой 1 раз в 2,5 с. Для снятия иммобилизатора с охраны необходимо предварительно войти в режим «чтение». Режим «чтение» продолжается 1,5 минуты и активируется при открывании или закрывании двери, а также при включении и выключении зажигания. Причем с момента выключения зажигания длительность этого режима составляет всего 10 с. Если переход в режим «чтение» производится включением зажигания, зуммер выдает короткий звуковой сигнал. В режиме «чтение» светодиод мигает с частотой 2 раза в секунду.

В режиме «чтение» поднесите к индикатору состояния 2 «свой» рабочий кодовый ключ 3 и дождитесь отключения светодиода. При считывании кода ключа светодиод кратковременно загорается постоянным светом, а зуммер выдает двойной звуковой сигнал. Отключение светодиода означает снятие иммобилизатора с охраны и обеспечивает возможность для запуска двигателя.

Если при включении зажигания светодиод индикатора состояния системы не загорается, а мигает с частотой 1 раз в секунду в течение 20 с, то это означает следующее:

1. Между контроллером и иммобилизатором отсутствует электрическая связь. Следует проверить соединения в жгуте системы управления двигателем.

2. Контроллер был ранее обучен кодовым ключам, а иммобилизатор находится в необученном состоянии. Следует заменить контроллер.

Если при включении зажигания светодиод мигает с частотой 5 раз в секунду в течение 20 с, это означает появление внутренней ошибки иммобилизатора. Если такое мигание не пропадает при последующих включениях зажигания необходимо обратиться на ПТО.

    Установка иммобилизатора на охрану
Иммобилизатор устанавливается на охрану автоматически после выключения зажигания, но время установки зависит от ситуации и действия водителя.

Если дверь водителя не открывались или была открыта и не закрыта, то иммобилизатор встает на охрану через 5 мин после выключения зажигания. Если дверь водителя открывалась и затем была закрыта, то установка на охрану происходит через 30 с с момента закрывания двери. Во всех случаях, за 15 с до постановки иммобилизатора на охрану зуммер начинает выдавать звуковой сигнал с нарастающей частотой, предупреждая водителя об этом событии. Если установка на охрану нежелательна, то необходимо включить зажигание.

    Режим технического обслуживания

Дополнительная функция противоугонной системы – режим технического обслуживания. Данный режим характеризуется тем, что иммобилизатор не препятствует запуску двигателя и может быть полезен при передаче управления другому лицу без передачи ему кодовых ключей или при обслуживании автомобиля, когда функция автоматической установки на охрану мешает проведению работ.

Вход в режим технического обслуживания производится при помощи красного кодового ключа. В режиме технического обслуживания светодиод иммобилизатора горит все время, пока ключ зажигания находится в положении «зажигание».

Для активирования режима технического обслуживания необходимо точно выполнить следующую процедуру.

1. Переведите систему в режим охраны.

2. Включите зажигание. Не позднее 5 с светодиод загорится постоянным светом.

3. Поднесите красный кодовый ключ к индикатору состояния и, удерживая его, выключите зажигание. Светодиод будет продолжать гореть постоянным светом.

4. После подачи зуммером короткого звукового сигнала красный кодовый ключ отведите. Не позднее 5 с после выключения зажигания светодиод должен перейти в мигающий режим с частотой 10 раз в секунду, прерывая свое мигание через каждую секунду.

Если этого не произошло, следует выключить зажигание, подождать не менее 15 с и заново проделать процедуру, начиная с п. 2.

5. Поднесите вновь красный кодовый ключ. После загорания светодиода и подачи зуммером короткого звукового сигнала ключ от индикатора отведите.

6. Не позднее 10 с после включения светодиода следует включить зажигание.

Если на вашем автомобиле установлен контроллер М1.5.4N или Январь 5.1, то не позднее 3 с светодиод погаснет, а зуммер издаст звуковой сигнал. После этого зажигание выключите.

Если установлен контроллер МР7.0, то светодиод не гаснет. Убедившись, что по истечении 3-секундного интервала времени светодиод продолжает гореть, следует выключить зажигание. Через 5 с с момента выключения зажигания светодиод погаснет, а зуммер подаст звуковой сигнал. Противоугонная система обучена.

7. Выждав с выключенным зажиганием не менее 6 с, проведите пробный запуск двигателя. Двигатель должен запуститься. Если двигатель не запускается, то выключите зажигание не менее чем на 15 с и повторно запустите двигатель. Двигатель должен запуститься.

Если светодиод индикатора мигает с частотой 2 раза в секунду, а двигатель не запускается, это значит, что процедура перевода в техническое обслуживание выполнена неправильно и ее следует повторить.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Для снятия с охраны используйте только «свой» черный ключ. НИКОГДА не используйте для этого красный обучающий кодовый ключ.

Для того чтобы противоугонная система устойчиво воспринимала кодовые ключи, максимальное расстояние от ключа до индикатора состояния не должно превышать 10 мм.

На автомобилях ВАЗ–2108, -2109 и их модификациях противоугонная система реагирует на открывание любой двери, а не только двери водителя.

При выходе из режима технического обслуживания необходимо вновь провести обучение рабочих кодовых ключей. Обучены могут быть «свои» ключи либо новые ключи, ранее ни разу не обучавшиеся. Можно обучить один или два рабочих ключа.

Выход из режима технического обслуживания осуществляется «своим» красным ключом и повторяет процедуру, описанную в разделе «Обучение противоугонной системы кодовым ключам».

    Особые ситуации

1. Утеря рабочего черного ключа.

При утере рабочего ключа рекомендуется провести переобучение второго оставшегося рабочего ключа, чтобы потерянным ключом не смогли воспользоваться в целях угона автомобиля. Затем можно приобрести второй ключ и заново переобучить систему уже двум ключам. Переобучение проводится путем перевода системы «своим» красным ключом в режим технического обслуживания и выходом из него с обучением ранее используемого «своего» рабочего ключа и нового или двух новых ключей.

2. Утеря обучающего красного ключа.

При утере обучающего ключа невозможно провести процедуру входа в режим технического обслуживания и обучения новых ключей. Это значит, что можно продолжить эксплуатацию автомобиля с имеющимися рабочими ключами, однако в случае их утери или при неисправности иммобилизатора придется заменить как иммобилизатор, так и контроллер управления двигателем на новые необученные. При такой замене можно взять любой новый обучающий ключ и провести процедуру перевода противоугонной системы в активное состояние.

3. Замена неисправного иммобилизатора.

После замены неисправного иммобилизатора на новый необходимо провести процедуру обучения системы, описанной в разделе «Обучение противоугонной системы кодовым ключам». Следует использовать уже имеющийся обучающий ключ от неисправного иммобилизатора. Однако существует отличие в п.1 раздела обучения, которое заключается в том, что после включения зажигания светодиод мигает с частотой 1 раз в секунду в течение 20 с, а затем горит постоянно.

4. Замена неисправного контроллера.

При неисправности контроллера, его можно заменить на новый чистый контроллер. При такой замене контроллер будет разрешать запуск двигателя независимо от иммобилизатора. Для включения противоугонной функции необходимо выполнить процедуру входа в режим технического обслуживания и выхода из него, используя имеющиеся обучающий и рабочий ключи. Рабочие ключи при выходе из режима технического обслуживания следует обязательно обучить.

5. Двигатель не запускается.

Если после снятия противоугонной системы с охраны при запуске двигателя светодиод индикатора состояния системы мигает с частотой 1 раз в секунду, а двигатель не запускается, значит противоугонная система неисправна либо отсутствует связь между блоком иммобилизатора и контроллера управления двигателем. Если при запуске двигателя светодиод  мигает 1–2 раза и гаснет, а двигатель все равно не запускается, значит неисправность не связана с противоугонной системой.

    Управление задержкой плафона внутреннего освещения

Эта функция позволяет сохранять в течение некоторого времени освещение салона после закрытия двери автомобиля, что облегчает действия водителя в темное время суток.

Для работы данной функции переключатель плафона должен быть переведен в выключенное состояние. В этом состоянии, при открывании двери водителя, плафон загорается и горит все время, пока открыта дверь водителя. Если зажигание автомобиля не включено, то после закрытия двери водителя плафон остается во включенном состоянии еще 12 с, после чего в течение 4 с плавно гаснет. Если дверь закрывается при включенном зажигании автомобиля, то плафон выключается сразу же после закрытия двери. Если во время работы задержки выключения плафона перевести ключ зажигания в положение «включено», то плафон погаснет без задержки.

Если во время работы задержки выключения плафона снова открыть дверь, то плафон включается и горит все время, пока дверь открыта, и далее – как описано выше.

    Процедура альтернативного запуска двигателя

Данная процедура, длительностью около 30 мин, позволяет запустить двигатель на одну поездку без считывания кода с рабочего (черного) ключа в случае его утери или неисправности противоугонной системы. Процедура становится возможной, только в случае заранее запрограммированного «пароля обхода», состоящего из шести цифр.

В зависимости от того, какой контроллер установлен на вашем автомобиле, обучение «паролю обхода» выполняется двумя различными путями.

        ЕСЛИ УСТАНОВЛЕН КОНТРОЛЛЕР МР7.0 ф. «БОШ»
    Обучение «пароля обхода»

Противоугонная система находится в режиме охраны. Приготовьте пароль из шести цифр, которыми хотите обучить систему. Каждая цифра может быть от 1 до 9.

1. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» (СЕ) на комбинации приборов загорится постоянным светом. Светодиод индикатора состояния системы замигает 2 раза в секунду.

2. Поднесите «свой» красный ключ к индикатору состояния системы и, удерживая его, выключите зажигание. Светодиод загорится постоянным светом, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал. Отведите ключ от индикатора. Через 3–5 с после выключения зажигания светодиод индикатора начнет мигание с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду.

3. Не позднее чем через 10 с после начала мигания светодиода включите зажигание автомобиля, лампа СЕ замигает с частотой 1 раз в секунду, что говорит о входе в режим ввода «пароля обхода».

4. Подождите 4 мин пока мигает лампа СЕ, затем лампа выключается на 1 мин. В течение этого времени введите первую цифру пароля путем нажатия педали акселератора до упора. Необходимо нажимать столько раз, какова первая цифра вводимого пароля. При каждом нажатии на педаль лампа СЕ загорается. По истечении минуты лампа опять возобновляет мигание в течение еще 4 мин.

5. Выждав еще 4 мин, пока мигает лампа СЕ, повторите процедуру ввода числа для второй цифры пароля и так до окончания ввода последней шестой цифры пароля.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если ввод пароля не завершен до конца, то он не запоминается.

Если вы хотите запретить процедуру альтернативного запуска двигателя, запрограммированного ранее, то следует повторить пп. 1–3, но в п. 4 не нажимать на педаль акселератора. По истечении 1 мин, отведенной на ввод первой цифры пароля, лампа СЕ начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. Выключить зажигание не менее чем на 20 с. Пароль, запрограммированный ранее, будет стерт.

Если какое-либо число не будет введено, то по истечении 1 мин лампа начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. В этом случае необходимо выключить зажигание не менее чем на 15 с, затем начать обучение заново. Если все числа введены правильно, то по истечении последней минуты лампа СЕ больше не включится.

6. Выключите зажигание не менее, чем на 15 с.

Пользование «паролем обхода»

Использование «пароля обхода» в случае неисправности противоугонной системы или отсутствия черного рабочего ключа.

1. Включите зажигание. Лампа СЕ горит постоянно.

2. Ждите 4 мин, пока лампа СЕ не погаснет на 1 мин.

3. В течение минутного интервала времени введите первую цифру «пароля обхода», нажимая на педаль акселератора количество раз, равное первой цифре. При каждом нажатии на педаль лампа СЕ загорается.

Если число введено правильно, то по истечении минуты лампа СЕ включится и будет гореть еще 4 мин. Если число введено неправильно, то лампа будет мигать с частотой 1,5 раза в секунду, что означает отмену процедуры обхода, в этом случае следует выключить зажигание и вернуться к выполнению п.1.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Контроллер будет работать в режиме обхода до своего полного отключения, которое происходит через 15 с после выключения зажигания. Двигатель можно запускать многократно, если с момента выключения зажигания не прошло 15 с, после чего запуск двигателя становится невозможен, без выполнения процедуры обхода.

Для автомобилей с контроллером МР7.0 введенный «пароль обхода» действует только на 1 раз, после его использования необходимо повторить процедуру обучения «паролю обхода».

4. Повторить пп. 2–4 для последующих пяти цифр «пароля обхода».

5. По истечении последней минуты ввода цифры пароля, не выключая зажигания, запустите двигатель.

        ЕСЛИ УСТАНОВЛЕН КОНТРОЛЛЕР ЯНВАРЬ-5.1 ИЛИ М1.5.4N
    Обучение «пароля обхода»

Противоугонная система находится на охране. Приготовьте пароль из шести цифр, которым хотите обучать систему. Каждая цифра может быть от 1 до 9.

1. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» (СЕ) на комбинации приборов загорится постоянным светом. Светодиод индикатора состояния системы замигает 2 раза в секунду.

2. Поднесите «свой» красный ключ к индикатору состояния системы и, удерживая его, выключите зажигание. Светодиод загорится постоянным светом, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал.

Через 3–5 с после выключения зажигания светодиод индикатора начнет мигание с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду.

3. Не позднее чем через 10 с после начала мигания светодиода включите зажигание автомобиля, лампа СЕ загорится постоянным светом.

4. Выждите 1 мин, пока лампа СЕ не погаснет. Введите первую цифру пароля путем кратковременного нажатия на педаль акселератора до упора. Необходимо нажимать столько раз, какова первая цифра вводимого пароля. При каждом нажатии на педаль лампа СЕ загорается. Время удерживания педали в нажатом состоянии должно быть не более 3 с.

5. Для перехода к вводу следующей цифры нажмите на педаль акселератора до упора и удерживайте ее в этом положении, пока лампа СЕ не погаснет, а это время приблизительно равно 5 с. Отпустите педаль акселератора.

Если лампа СЕ не погасла, а замигала с частотой раз в секунду, значит при вводе цифры пароля произошла ошибка, например вы нажали на педаль акселератора более 9 раз или ни разу не нажали на педаль в течение 1 минуты. В этом случае необходимо выключить зажигание на 10–15 с и возобновить обучение «паролю обхода» заново.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если ввод пароля не завершен до конца, то он не запоминается.

Если вы хотите запретить режим обхода иммобилизации, запрограммированный ранее, то следует повторить пп. 1–5, но в п. 5 при первом нажатии на педаль акселератора удержать ее более 5 с, пока лампа СЕ не погаснет. Запрограммированный ранее «пароль обхода» стирается.

6. Введите остальные пять цифр пароля. После ввода каждой цифры и удерживания педали акселератора в нажатом состоянии более 5 с лампа СЕ должна гаснуть. В случае мигания лампы следует выключить зажигание на 10–15 с и затем начать обучение «паролю обхода» заново.

7. Выключите зажигание на время не менее 10 с.

Пользование «паролем обхода»

Обход выполняется, если противоугонная система неисправна или отсутствует «свой» кодовый ключ.

1. Включите зажигание. Лампа СЕ горит постоянно.

2. Выждите 1 мин, пока лампа СЕ не погаснет. Если лампа продолжает гореть, то процедура обхода запрещена и выполнить ее невозможно.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Лампа СЕ горит постоянно при работающем двигателе, если запуск двигателя произведен путем выполнения процедуры обхода иммобилизации.

Контроллер будет работать в режиме обхода до своего полного отключения, которое происходит через 5 с после выключения зажигания. Двигатель можно запускать многократно, если с момента выключения зажигания не произошло более 5 с, после чего запуск двигателя становится невозможен, без выполнения процедуры обхода.

Для контроллеров Январь-5.1 и М1.5.4N введенный пароль обхода не имеет ограничения по применению, т.е. однажды запрограммированный пароль можно использовать многократно.

После того как лампа СЕ погаснет начинайте вводить «пароль обхода», как это описано в пп. 4–6 раздела «Обучение пароля обхода». Если после ввода последней цифры и удерживания педали акселератора в нажатом положении более 5 с лампа СЕ продолжает гореть, то можно запускать двигатель, если лампа мигает, то пароль введен неправильно и процедуру обхода следует повторить.