Особенности устройства
На автомобиле установлена пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей.
Рис. 3.7. Коробка передач: 1 – подшипник выключения сцепления; 2 – направляющая втулка; 3 – первичный вал; 4 – роликовый подшипник вторичного вала; 5 – вторичный вал; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось сателлитов; 8 – ведущая шестерня привода спидометра; 9 – заглушка транспортная; 10 – сальник привода колеса; 11 – роликовый конический подшипник дифференциала; 12 – шестерня полуоси; 13 – сателлит; 14 – коробка дифференциала; 15 – картер сцепления; 16 – ведомая шестерня главной передачи; 17 – пробка сливного отверстия; 18 – регулировочное кольцо; 19 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 20 – синхронизатор I и II передачи в сборе; 21 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 22 – стопорное кольцо; 23 – упорное полукольцо; 24 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 25 – синхронизатор III и IV передачи в сборе; 26 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 27 – игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 28 – шариковый подшипник вторичного вала; 29 – упорная пластина; 30 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 31 – синхронизатор V передачи в сборе; 32 – гайка; 33 – упорная шайба; 34 – ведущая шестерня V передачи первичного вала; 35 – задняя крышка картера коробки передач; 36 – шариковый подшипник первичного вала; 37 – картер коробки передач; 38 – роликовый подшипник первичного вала; 39 – сапун; 40 – сальник первичного вала
Первичный вал 3 (рис. 3.7) выполнен в виде блока ведущих шестерен I–IV передач и со съемной шестерней V передачи, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Ведомые шестерни расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 5. Кроме них на валу установлены три синхронизатора. Вторичный вал и ведущая шестерня главной передачи объединены.
Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 18. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 16 главной передачи.
Рис. 3.8. Привод переключения передач: 1 – картер коробки передач; 2 – корпус механизма выбора передач; 3 – механизм выбора передач; 4 – картер сцепления; 5 – рычаг штока; 6 – шток выбора передач; 7 – шарнир штока; 8 – тяга привода управления коробки передач; 9 – защитный чехол тяги; 10 – рычаг переключения передач; 11 – сферический палец рычага; 12 – шаровая опора рычага; 13 – хомут; Х — расстояние между торцами хомута и тяги
Привод управления коробкой передач состоит из рычага 10 (рис. 3.8) переключения передач, шаровой опоры 12, тяги 8, штока 6 выбора передач и механизма выбора и переключения передач.
На внутреннем конце штока 6 закреплен рычаг 5, который действует на трехплечий рычаг механизма 3 выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера 4 сцепления.
Рис. 3.9. Механизм выбора передач: 1 – корпус механизма выбора передач; 2 – рычаг выбора передач (переднего хода); 3 – направляющая ось блокировочных скоб; 4 – ось рычага выбора передач; 5, 12 – пружина; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось вилки заднего хода; 8, 13 – блокировочные скобы; 9 – фиксатор рычага выбора передач; 10 – вилка включения заднего хода; 11 – рычаг выбора передач (заднего хода)
В корпусе 1 (рис. 3.9) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси 4 установлены трехплечий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы 8 и 13. Другая ось 3 проходит через отверстие ступицы блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага 2 выбора передач служит для включения передач переднего хода, плечо 11 – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг 5 (см. рис. 3.8) штока 6 выбора передач. В ступице рычага выбора передач вмонтирован фиксатор 9 (см. рис. 3.9). На оси 7 установлена вилка 10 включения заднего хода.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Шум в коробке передач
1. Износ зубьев шестерен
1. Замените изношенные детали
2. Износ подшипников
2. Замените изношенные подшипники
3. Недостаточный уровень масла
3. Долейте масло. При необходимости замените поврежденные или изношенные сальники или уплотнительные прокладки
Затрудненное переключение передач
1. Неполное выключение сцепления
1. См. подразд. "Сцепление"
2. Деформация тяги привода управления механизмом переключения передач
2. Выправьте тягу или замените
3. Ослабление винтов крепления шарнира или рычага штока выбора передач
3. Затяните винты (см. "Сборка коробки передач")
4. Неправильная регулировка привода переключения передач
4. Отрегулируйте привод переключения передач
5. Износ или поломка пластмассовых деталей в приводе переключения передач
5. Замените поврежденные детали
Самопроизвольное выключение передач
1. Повреждение или износ торцев зубьев синхронизаторов на шестерне и муфте
1. Замените изношенные и поврежденные детали
2. Повышенные колебания силового агрегата на опорах из-за трещин или расслоение резины на задних опорах
2. Замените поврежденные детали
3. Недовключение передач из-за неправильной регулировки привода переключения передач или неправильной установки (натягивания) защитного чехла тяги
3. Отрегулируйте привод (см. "Установка коробки передач") или поправьте чехол тяги
Шум ("треск") в момент включения передач
1. Неполное выключение сцепления
1. См. главу "Сцепление"
2. Износ блокирующего кольца синхронизатора включаемой передачи
2. Замените блокирующее кольцо
Утечка масла
1. Износ сальников первичного вала, корпусов шарниров равных угловых скоростей, штока выбора передач или уплотнителя валика привода спидометра
1. Замените сальники, уплотнитель
2. Ослабло крепление картера или крышки коробки или повреждены уплот-нительные прокладки, ослабло крепление сливной пробки
2. Замените прокладки, подтяните болты и гайки, подтяните сливную пробку