Автомобили с системой впрыска топлива
Система улавливания паров бензина
На автомобилях ВАЗ-21083, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 в вариантном исполнении применяется система распределенного впрыска топлива на двигателях с рабочим объемом 1,5 л. Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ездовых качеств автомобиля.
Существуют системы распределенного впрыска: с обратной связью и без нее. Причем обе системы могут быть с импортными комплектующими или отечественными. Электронные блоки управления (ЭБУ или контроллеры) тоже могут устанавливаться разных типов. Все эти системы имеют свои особенности в устройстве, диагностике и в ремонте, которые подробно описаны в соответствующих отдельных руководствах по ремонту конкретных систем впрыска топлива.
На автомобили ВАЗ могут быть устанавлены семь различных электронных систем управления двигателями (ЭСУД), обеспечивающих соответствие разным нормам токсичности и различающихся отдельными элементами.
1. ЭСУД-2111, 2112, обеспечивающая соответствие нормам токсичности ЕURO II, с ЭБУ фирмы GM. Работает совместно с нейтрализатором отработавших газов и системой улавливания паров топлива. Отличить ее от других систем можно по прямоугольной форме датчика массового расхода воздуха. Эта система предназначалась для экспорта, небольшое количество автомобилей, оснащенных ею, попало в Россию, но в настоящее время она на автомобили не устанавливается.
2. ЭСУД-2111, 2112, обеспечивающая соответствие российским экологическим стандартам (без нейтрализатора отработавших газов, датчика кислорода и системы улавливания паров топлива), с ЭБУ «Январь-4». Отличить можно по отсутствию адсорбера паров топлива в моторном отсеке и прямоугольной форме датчика массового расхода воздуха (фирмы GM). Система предназначалась для внутреннего рынка, в настоящее время на автомобили не устанавливается.
3. ЭСУД-2111, обеспечивающая соответствие российским экологическим стандартам, с ЭБУ М1.5.4 и с недавнего времени с ЭБУ «Январь-5.1.1» (эти ЭБУ взаимозаменяемы, хотя имеют небольшие отличия в диагностике). Отличить можно по отсутствию адсорбера паров топлива в моторном отсеке и круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch). В настоящее время выпускается модернизированная версия этой системы с широкополосным датчиком детонации. Система наиболее распространенная, предназначена для внутреннего рынка и экспорта в слаборазвитые страны.
4. ЭСУД-2111, обеспечивающая соответствие нормам токсичности ЕURO II, с ЭБУ MP7.0HFM. Отличить от системы п.1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch), а от системы п. 6 – только по наклейке на контроллере. Система предназначалась для экспорта в Европу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспортируется в страны бывшего соцлагеря и частично устанавливается на автомобили для внутреннего рынка России.
5. ЭСУД-2112, обеспечивающая соответствие нормам токсичности ЕURO II, с ЭБУ M1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от системы п. 1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch). Система предназначалась для экспорта в Европу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспортируется в страны бывшего соцлагеря и частично устанавливается на автомобили для внутреннего рынка России.
6. ЭСУД-2111, обеспечивающая соответствие нормам токсичности ЕURO II, с ЭБУ M1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от системы п.1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch), а от системы п. 4 – только по наклейке на ЭБУ. Система предназначена для комплектации автомобилей внутреннего рынка России и постоянно модернизируется: для последних версий программного обеспечения введена диагностика выходных цепей, как в системе п. 4, предполагается введение диагностики пропусков зажигания, как в системах, обеспечивающих соответствие нормам токсичности ЕURO III. Предполагается, что с введением в России норм токсичности ЕURO II эта система станет наиболее распространенной.
7. ЭСУД-2111, 2112, обеспечивающая соответствие нормам токсичности ЕURO III, с ЭБУ MP7.0HFM. Отличить от других систем можно по другой конструкции адсорбера паров топлива.
В настоящей главе дается только краткое описание общих принципов устройства, работы и диагностики систем впрыска топлива, порядок снятия/установки узлов, а также приводятся особенности ремонта самого двигателя.
Система с обратной связью применяется, в основном, на экспортных автомобилях. У нее в системе выпуска устанавливается нейтрализатор и датчик кислорода, который и обеспечивает обратную связь. Датчик отслеживает концентрацию кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддерживает такое соотношение воздух/топливо, которое обеспечивает наиболее эффективную работу нейтрализатора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
3. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
4. При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети, автомобиля.
5. Не подвергайте электронный блок управления (ЭБУ) температуре выше 65°С в рабочем состоянии и выше 80°С в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
6. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
7. Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле, отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.
8. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
9. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение и поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
— не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его платах;
— при работе с ППЗУ блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.
В системе впрыска без обратной связи не устанавливаются нейтрализатор и датчик кислорода, а для регулировки концентрации СО в отработавших газах служит СО-потенциометр. В этой системе не применяется также система улавливания паров бензина.