Снятие и установка головки цилиндров на автомобиле
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не требуется разбирать весь двигатель. Например, если необходимо удалить нагар с поверхности камер сгорания и клапанов или заменить клапаны или направляющие втулки клапанов.
Снимайте головку цилиндров в следующем порядке:
— установите автомобиль на подъемник и отсоедините провод от клеммы «минус” аккумуляторной батареи;
— поднимите автомобиль и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего откройте кран отопителя и отверните сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров;


Рис. 2.33. Установка впускной трубы и выпускного коллектора: 1 – выпускной коллектор; 2 – кронштейн подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 3 – впускная труба; 4 – заборник теплого воздуха
— отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора, снимите кронштейн 2 (см. рис. 2.33) подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости;
— опустите автомобиль, снимите воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров и от карбюратора, а также шланг подачи теплого воздуха от терморегулятора воздушного фильтра; закройте карбюратор технологической крышкой;
— отсоедините провода от свечей и датчика-распределителя зажигания, от датчиков контрольной лампы давления масла и указателя температуры охлаждающей жидкости, от карбюратора;
— снимите датчик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения, отсоединив от карбюратора и датчика-распределителя вакуумный шланг;
— отсоедините от топливного насоса шланг подачи топлива, а от карбюратора — шланг слива топлива; отсоедините от впускной трубы трубку эконометра и шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов;


Рис. 2.17. Снятие узлов системы охлаждения: 1 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 2 – отводящий патрубок охлаждающей рубашки; 3 – шланг подвода жидкости из отопителя; 4 – шланг отвода жидкости к отопителю; 5 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 6 – термостат
— отсоедините шланги от отводящего патрубка 2 (см. рис. 2.17) рубашки охлаждения двигателя;
— отсоедините от двигателя тросы привода дроссельных и воздушной заслонок карбюратора;
— снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки цилиндров;


Рис. 2.29. Проверка совпадения установочных меток на шкиве распределительного вала и задней защитной крышке


Рис. 7.22. Метки для установки момента зажигания. 1 – шкала; 2 – метка на маховике
— установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 7.22), видимая в люке картера сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала (см. рис. 2.29) должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня;
— отверните гайку крепления оси натяжного ролика и снимите ось вместе с роликом и дистанционным кольцом; снимите ремень со шкива распределительного вала;
— придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, отверните болт крепления и снимите шкив со шпонкой;
— отверните гайку крепления задней крышки зубчатого ремня к головке цилиндров;
— отверните болты крепления и снимите головку цилиндров с прокладкой.
Устанавливайте головку цилиндров в порядке, обратном снятию, соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Сборка двигателя». Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.


Рис. 2.65. Болт крепления головки цилиндров
Если болты крепления головки цилиндров вытянулись и их длина превышает 135,5 мм (см. рис. 2.65), то замените болты новыми. Болты затягивайте в четыре приема в порядке, указанном в подразделе «Сборка двигателя».
Обжатые гайки крепления приемной трубы глушителей (применявшиеся до 1988 г.) повторно использовать не допускается.
После установки головки цилиндров отрегулируйте натяжение ремня, установку момента зажигания и привод карбюратора. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме.