Особенности устройства
Распределительный вал чугунный, литой, пятиопорный. С задней стороны вала имеется эксцентрик для привода топливного насоса. Рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и поверхность под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости.
Для исключения осевого перемещения распределительного вала у него с задней стороны предусмотрен фланец, который фиксируется между головкой цилиндров (с корпусом подшипников) и корпусом вспомогательных агрегатов.


Рис. 2.66. Схема привода распределительного вала: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя защитная крышка; 5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень; 7 – ось натяжного ролика; А – установочный выступ на задней защитной крышке; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленчатого вала
Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем 6 (рис. 2.66) от зубчатого шкива 1, установленного на коленчатом валу. Этим же ремнем приводится во вращение и шкив 2 насоса охлаждающей жидкости. Ролик 3 служит для натяжения ремня. Он вращается на эксцентричной оси 7, прикрепленной к головке цилиндров. Поворачивая ось относительно шпильки крепления, можно изменять натяжение ремня.


Рис. 2.67. Профиль зубьев шкивов привода распределительного вала: а – шкив для ремня с полукруглыми зубьями; б – шкив для ремня с трапециевидными зубьями
С 1989 г. вместо зубчатого ремня с полукруглыми зубьями применяется ремень с канавками на вершинах зубьев (зубья трапециевидной формы). Соответственно изменился и профиль впадин на зубчатых шкивах (рис. 2.67). Эти ремни полностью взаимозаменяемые, т.е. на шкивы с полукруглыми впадинами может устанавливаться ремень с канавками на зубьях и наоборот.


Рис. 2.14. Снятие привода распределительного вала: 1 – передняя защитная крышка; 2 – резиновый уплотнитель; 3 – зубчатый ремень; 4 – шкив распределительного вала; 5 – дистанционное кольцо; 6 – натяжной ролик;
7 – ось натяжного ролика; 8 – зубчатый шкив коленчатого вала
С 1995 г. на двигателе может быть установлен натяжной ролик с пластмассовым ободом. Такой ролик устанавливается без оси 7 (см. рис. 2.14), непосредственно на шпильку.
Чтобы установить новый ролик взамен старого (со стальным ободом) необходимо поставить новое дистанционное кольцо 5 со следующими размерами: толщина 7±1 мм, наружный диаметр 28 мм и внутренний диаметр 10,1 мм. Кроме того, необходимо или подложить под гайку крепления ролика более толстую шайбу, чтобы хватило длины резьбы на шпильке для затягивания гайки, либо заменить шпильку более короткой с длиной выступающей части 40 мм.